Сколько можно заработать на легендарной марке и почему «русский корабль-2» никогда не подорожает
Выпущенная “Укрпочтой” марка «Русский военный корабль, иди на х#й!» стала не только мэмом и сувениром. Специалисты считают ее перспективным активом для инвестиций. Уже в первые дни “копеечные” марки начали продавать по $200-300 и дороже. Сколько смогут заработать в будущем владельцы «русского корабля…» и будут ли цениться следующие марки военной серии, которые планирует выпустить почтовый оператор, разбирался «Минфин».
Выпущенная “Укрпочтой” марка «Русский военный корабль, иди на х#й!» стала не только мэмом и сувениром. Специалисты считают ее перспективным активом для инвестиций. Уже в первые дни “копеечные” марки начали продавать по $200-300 и дороже. Сколько смогут заработать в будущем владельцы «русского корабля…» и будут ли цениться следующие марки военной серии, которые планирует выпустить почтовый оператор, разбирался «Минфин».
В начале марта “Укрпочта” объявила конкурс на иллюстрацию для первой военной марки. Ее темой стала легендарная фраза пограничника с острова Змеиный. Уже в апреле марку запустили в производство и начали продавать в отделениях. Успех превзошел все ожидания. За долгожданной новинкой выстроились длинные очереди.
На “Укрпочте” марку серии F продавали по 23 грн, вариант для международных отправлений (серия W) стоил $1,5 в эквиваленте. Но уже вскоре эти же марки появились на украинских и международных торговых площадках по заоблачным ценам. Например, на eBay в середине апреля за них просили по $1500-2000 за лист (6 марок). На благотворительном аукционе ProZorro марка была продана за безумные деньги — 5 млн грн, при стартовой цене лота в 25 тыс. грн.
На “Укрпочте” марку серии F продавали по 23 грн, вариант для международных отправлений (серия W) стоил $1,5 в эквиваленте. Но уже вскоре эти же марки появились на украинских и международных торговых площадках по заоблачным ценам. Например, на eBay в середине апреля за них просили по $1500-2000 за лист (6 марок). На благотворительном аукционе ProZorro марка была продана за безумные деньги — 5 млн грн, при стартовой цене лота в 25 тыс. грн.
По данным гендиректора “Укрпочты” Игоря Смелянского, к 20 апреля почтовый оператор продал более 700 тыс. марок. После этого они исчезли из отделений. Тем, кто замешкался, предложили купить марку в онлайн-магазине – там оставалось еще порядка 100 тыс. экземпляров.
В течение недели «Минфин» пытался пробиться в онлайн-магазин, чтобы купить 1 лист из этого остатка, но все попытки были тщетными: сайт хронически не работал из-за высоких нагрузок и невероятного спроса.
Почему марка стала такой популярной? Все дело в истории, которая за ней стоит, и в удачном стечении обстоятельств. Все вместе — удачный слоган, красивая иллюстрация и, наконец, уничтожение российского крейсера “Москва”, изображенного на марке, сработало на то, чтобы спрос стал ажиотажным.
По мнению филателиста и члена худсовета “Укрпочты” Михаила Крамаренко, эта марка превратилась в сувенир, мэм и сакральный предмет для украинцев. “Сегодняшний спрос сильно подогрет тем, что именно этот корабль уничтожен. Сама идея выпуска лаконичная, она, в принципе, достаточно удачная”, — говорит он.
Разброс цен на аукционах объясняется как спросом, так и “хотелками” продающих. Некоторые участники продают по одной марке, однако большая часть — целыми листами и с конвертами. Особую ценность имеют марки FDC (first day cover) — погашенные штемпелем первого дня выхода.
Почему марка стала такой популярной? Все дело в истории, которая за ней стоит, и в удачном стечении обстоятельств. Все вместе — удачный слоган, красивая иллюстрация и, наконец, уничтожение российского крейсера “Москва”, изображенного на марке, сработало на то, чтобы спрос стал ажиотажным.
По мнению филателиста и члена худсовета “Укрпочты” Михаила Крамаренко, эта марка превратилась в сувенир, мэм и сакральный предмет для украинцев. “Сегодняшний спрос сильно подогрет тем, что именно этот корабль уничтожен. Сама идея выпуска лаконичная, она, в принципе, достаточно удачная”, — говорит он.
Разброс цен на аукционах объясняется как спросом, так и “хотелками” продающих. Некоторые участники продают по одной марке, однако большая часть — целыми листами и с конвертами. Особую ценность имеют марки FDC (first day cover) — погашенные штемпелем первого дня выхода.
В обсуждениях на разных площадках филателисты нынешние цены называют “хайповыми” и спекулятивными. Более-менее адекватной ценой коллекционеры сейчас считают $25-30 за 1 марку (то есть около $180 за лист). Тем не менее, находятся те, кто готов выложить за вожделенную марку и несколько сотен долларов и больше. Стоит ли это делать? И сколько будет стоить “русский корабль” через несколько месяцев или лет?
Долгосрочные инвестиции в марки в мире могут позволить себе очень немногие люди. Численность мирового сообщества филателистов, по разным оценкам, достигает примерно 40 млн человек. Большинство из них покупает марки, исходя из коллекционных интересов, а не стремясь к выгоде. Впрочем, если интересы или обстоятельства меняются, а стоимость марки или всей коллекции растет — ничто не мешает заработать на своем хобби.
Возможно, так же будет и с маркой «русский корабль». Хотя после того, как спадет первый ажиотаж, получить за нее тысячу долларов и больше, скорее всего, не удастся. Тем не менее, перспективы у марки хорошие.
Стоимость марки зависит от спроса на нее, а спрос во многом определяется ее “легендой”.
На одном из профильных форумов США пользователи шутят, что попытка заработать на марках сродни попытке выиграть у однорукого Джо. Кажется, что вы вот-вот сорвете джекпот, но – увы! На первом слоте вам выпадает $100, на втором — $1000, а на третьем написано — “извините, вы проиграли”.
Чтобы заработать на марке, нужно соблюсти слишком много условий. Это должна быть «нужная» марка: нужной серии, года, выпуска. Но даже если эти условия совпали, может оказаться, что марка немного потерлась и у нее “нетоварный” вид.
«Филателисты ценят только марки идеальной сохранности. Если ее носить в кошельке месяц, то коллекционной ценности она уже иметь не будет. Большая часть этих марок, купленных в качестве сувениров, будет утрачена. Тот, кто покупает «русский корабль» с расчетом на то, чтобы получить прибыль, должен хранить марку в идеальном состоянии» — поясняет Михаил.
Особую ценность имеют так называемые «бракованные» марки. Например, если при печати пропущен цвет, нарушена перфорация, перевернуто изображение и т.д. “Бракованные марки ценятся в десятки раз, или на порядки больше обычных. Зависит от количества обнаруженных экземпляров”, — говорит Михаил и добавляет, что пока о таких, связанных с “русским кораблем”, не слышал.
Кроме первой марки о русском корабле, “Укрпочта” выпустит и другие. Среди вариантов, которые обсуждаются, - марка с Путиным, «Доброго вечора, ми з України», марка о ЗСУ. Уже точно известно, что будет выпущена марка о русском корабле-2 и посвященная самолету АН-225 “Мрія”, уничтоженному оккупантами в начале войны.
С точки зрения филателии, нет никаких ограничений, почему нельзя выпустить второе издание первого выпуска марки «русский корабль». Подобные случаи уже были в истории Украины, например, с маркой «Так!», которая была выпущена в 2004 году двумя тиражами. «Второй тираж «русского корабля» не стал бы цениться так сильно, как первый, зато он удовлетворил бы спрос и точно был бы успешно распродан “Укрпочтой”. А коллекционеры покупали бы оба тиража», — считает Михаил.
Что касается марки, посвященной «Мрии», то пока судить о ее инвестиционной привлекательности невозможно: нет данных о выпуске, тираже и т.д. В дальнейшем на ее рыночную стоимость может сильно повлиять исход войны в Украине и будущее восстановление легендарного самолета — история, которая сможет сделать ее популярной среди коллекционеров. «Этот рисунок замечательный, детский, искренний. Он концептуально очень хорошо попадает во все наши злободневные темы», — говорит Крамаренко.
Среди коллекционеров очень ценятся и так называемые марки-контрафакты военного периода. Сейчас в мире их не выпускают, а в Первую и Вторую мировые войны их активно штамповали, правда, делали это не почтовые администрации, а другие организации – спецслужбы, например. Поэтому их нельзя было клеить на конверты и отправлять по почте. Марки могли сообщать о захвате того или иного объекта, или о наступлении, которого не было. Их цель — поддержание боевого духа солдат либо уничижение противника.
По словам Михаила Крамаренко, впоследствии тиражи таких агитационных марок и открыток уничтожались как фейки, уцелела лишь небольшая их часть, что и определяет их высокую цену. «Во время нынешней войны подобные открытки и марки для нас были бы очень уместны», — полагает он.
До конца 70-х - начала 80-х марки считались хорошей инвестицией. Они безудержно росли в цене, но пузырь, в конце концов, лопнул и случился обвал: цены ушли вниз на 50%, особенно актуально это было для Великобритании, Австралии, США. Восстановление заняло без малого 20 лет. С оглядкой на эти события, некоторые филателисты рекомендуют относиться к маркам как к высокорисковым инвестициям и быть готовым потерять деньги.
Впрочем, многие с этим не согласны. «Бурный рост цен на марки продолжался до 2007-2008 гг. После мирового кризиса марки упали в цене, но несоизмеримо меньше, чем антиквариат, живопись и т.д. Они оказались надежнее. Марки не являются рискованным вложением. Просто необходимо использовать интеллект, как один из основных инструментов анализа прочности инвестиции. Нельзя сводить вложения в филателии на уровень игры на акциях на бирже”, — поясняет Михаил.
негашеный однофунтовик с Эдуардом VII 1902 года
пятифунтовая «Виктория» с печатью
Тезис о высоких рисках вложений в марки пытаются развенчивать торговые и аукционные дома, бизнес которых заключается в инвестициях в марки. Чтобы удержать рынок и заработать на нем, некоторые торговцы предлагают потенциальным инвесторам объединять усилия, вкладываясь в супердорогие экземпляры. Инвесторы распределяют риски, покупая и продавая марку по частям — что-то вроде активно управляемого взаимного фонда. Такие торговые дома обещают доходность в среднем в 12% в год.
Например, типовой инвестпортфель от филателистического дилера Stanley Gibbons, который компания предлагает клиентам, до кризиса 2008 года включал такие марки:
● негашеный «черный пенни» 1840 года● негашеный однофунтовик с Эдуардом VII 1902 года● негашеный однофунтовик с Георгом V 1931 года● пятифунтовая «Виктория» с печатью
Тезис о высоких рисках вложений в марки пытаются развенчивать торговые и аукционные дома, бизнес которых заключается в инвестициях в марки. Чтобы удержать рынок и заработать на нем, некоторые торговцы предлагают потенциальным инвесторам объединять усилия, вкладываясь в супердорогие экземпляры. Инвесторы распределяют риски, покупая и продавая марку по частям — что-то вроде активно управляемого взаимного фонда. Такие торговые дома обещают доходность в среднем в 12% в год.
Например, типовой инвестпортфель от филателистического дилера Stanley Gibbons, который компания предлагает клиентам, до кризиса 2008 года включал такие марки:
● негашеный «черный пенни» 1840 года● негашеный однофунтовик с Эдуардом VII 1902 года● негашеный однофунтовик с Георгом V 1931 года● пятифунтовая «Виктория» с печатью
пятифунтовая «Виктория» с печатью
Прирост в цене этого пакета за период с 1999 по 2005 гг. составил 60% (стоит 13,2 тыс. фунтов).
Технологии позволяют игрокам рынка подключать и другие маркетинговые возможности, такие как криптомарки и NFT. Пример первого — криптомарки от Почты Австрии. Это физическая почтовая марка, у которой есть «цифровой двойник» в Ethereum. Покупатель может сохранять виртуальную коллекцию марок, а также получает настоящую, физическую марку, которую можно использовать для отправки почты и посылок.
Второй вариант, с NFT, ближе все же не к инвестициям, а к искусству — пользователи создают NFT из марок, например, собранных по цветам, либо преобразованные в лицо или силуэт, либо “оживляют” марки.
Британия
“Британская Розовая Гвиана” — ее называют Моной Лизой филателии. Одноцентовая стандартная марка существует в единственном экземпляре, выпущена в 1856 году. Куплена в июне 2021 года за $8,3 млн Stanley Gibbons (сама компания стоит около $19 млн).
США
Одна из самых дорогих американских марок — 24-центовая “Перевернутая Дженни”. Выпущена в 1918 году, на ней изображен самолет JN-4. В 1977 году прокурор Детройта Рональд Бэсси купил ее на пике, заплатив $36 тыс. В 2021 году за $4,9 млн ее купил Дэвид Рубенштейн, соучредитель инвесткомпании Carlyle Group.
Российская империя
Первая марка империи по иронии была выпущена на ее окраине и называется “Тифлисская уника”. Шестикопеечная марка выпущена в 1857 году, до наших дней дошло всего 5 экземпляров. Цена каждой — примерно $700 тыс.
Чехия
“Прага 2000 — культурная столица Европы”, стала самой красивой маркой в 2002 году.
Швейцария
В 2015 году самой красивой стала офсетная швейцарская марка с изображением броши, используемой в национальной одежде.
Норвегия
В 2019 году марка с изображением пейзажа норвежского художника Харальда Сольберга была названа самой красивой маркой в мире. В основе сюжета — картина “Улица в Рёрусе”. Сама картина входит в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Автор: Надежда Кемулария